Дуэли
         Помощь
добавить запись мои записи мои метки new мои дуэли избранное обо мне настройки оформление  
читать всех друзей редактировать друзей редактировать группы дни рождения настройка подписки  
создать сообщество мои сообщества каталог сообществ  
комментируемые активные популярные читаемые звездные блогиЗвездные блоги на Mail.Ru популярные записи последние записи опросы  
мои дуэли победы поражения прямой эфир двустволка new в десятку! new  
Имя    ( регистрация )
Пароль ( забыли?)

Лидер блогов


1. Щелкни, чтобы пообщаться с этим человеком в Mail.Ru Агенте солнышко
 

ДЛЯ ДУШИ!

2. Щелкни, чтобы пообщаться с этим человеком в Mail.Ru Агенте Taffi
3. Щелкни, чтобы пообщаться с этим человеком в Mail.Ru Агенте Фиалка

Метки  

Поиск по блогу

  
14-08-2008 10:00 (ссылка)
  ·  

Еще немного о монгольском письме


Кроме упоминавшегося мной здесь монгольского письма, которое использовалось в государственных делах, литературе, а так же просто в повседневной жизни, в 17м веке появилось "соёмбическое" письмо, созданное Дзанабадзаром.

Оно создавалось для сакральных записей, и использовалось в монастырях. Соёмбический алфавит насчитывает 90 буквенных знаков, он весьма сложен и не приспособлен для повседневного обихода. Однако знатоки восточной мистики найдут в нем много интересного.



Причиной его создания было желание более тесно связать графическое написание с глубинным смыслом священных слов, переводимых с тибетского языка. Я уже говорила о том, что в монгольской письменности увязывание графического изображения со значением слова - это давняя каллиграфическая традиция. Возможно, это что-то большее, чем просто искусство красиво выписывать палочки и крючочки, и напрямую связано с особенностями восприятия человеком мира, слова и изображения.

(здесь написано "Монголия")

Наверно, Дзанабадзар хотел, чтоб при взгляде на слово, написанное соёмбическим письмом, в душе человека сразу рождался правильный, неискаженный образ того, что это слово должно передавать.

Через это же письмо осуществлялась связь слова с четырьмя древними стихиями, когда-то, на заре времен, схлетнувшимися в танце и создавшими этот мир: огнем, водой, воздухом и землей. Как эти стихии соединены в каждом образе нашего мира? Каким образом это определялось? Как это представлялось ученым монахам в 17м веке? Тут много тайн, и будь я писательницей, могла бы дать простор фантазии. Однако я с самого начала ведения этого блога договорилась сама с собой, что ничего не придумываю, а только рассказываю.

Соёмбическим письмом украшены фасады буддийских монастырей над входом. Им написаны многие священные книги. Но в повседневную жизнь вошли только несколько символов из него. Зато эти несколько символов нашли свое место на государственном флаге и гербе.



Соёмбо - это государственная эмблема Монголии. В центре его - всем известный знак "ян-инь", две рыбки, никогда не закрывающие глаза, неусыпно стерегущие свой народ от врагов. Вокруг них - неприступные стены, от которых нахлынувшие враги вынуждены повернуть обратно. В верхней части - огонь, состоящий из 3х языков пламени, что означает связь прошлого, настоящего и будущего. А диск солнца и серп луны не нуждаются в обьяснении.



Мой отец обьяснил мне значение этого символа, когда мне было лет 5 или 6. Все вместе, как слово, он обозначает "начало". Таким образом нет случайного в нашем сегодняшнем дне: мы пришли не из ниоткуда, и рядом со мной, человеком вот уже 21-го века, неслышно проносятся на своих конях тени воинственных хунну и обмахиваются китайскими веерами любители садов и павлинов сяньби, проходят с караванами в неведомые края путешественники уйгуры, приносят жертву духам тюркские шаманы и всматриваются вдаль, в ожидании мужей из похода, грустные женщины - жены воинов грозного Чингиса. Во мне есть частички от всех этих людей, и в каждом лице - знакомом или незнакомом, видится ниточка, протянувшаяся сквозь тысячелетия.

 

Метки: общество


Комментарии

 
  Написать комментарий

Лев Портной
Лев Портной
14-08-2008 10:19 (ссылка)
 
Re: Еще немного о монгольском письме
Как подумаю, что пришлось бы писать, используя такой алфавит, - бррр!!!

Ответить (с цитатой)


OchiroonLine
OchiroonLine
14-08-2008 10:22 (ссылка)
 
Re[2]: Еще немного о монгольском письме
ага. 90 букв. А с другой стороны - у китайцев более 10 тысяч, и ничего - пишут себе потихоньку :) В старину люди не торопились :)

Ответить (с цитатой)


Лев Портной
Лев Портной
14-08-2008 10:28 (ссылка)
 
Re: Еще немного о монгольском письме
Вот и радуюсь, что я не китаец и не монгол, а главное - что татаро-монгольское иго закончилось до того, как я взялся за перо :)

Ответить (с цитатой)


OchiroonLine
OchiroonLine
14-08-2008 10:30 (ссылка)
 
Re[2]: Еще немного о монгольском письме
:) во времена татаро-монгольского ига в монгольском алфавите было 25 букв, так что, наоборот, прогадали :)

Ответить (с цитатой)


Re: Еще немного о монгольском письме   -   Лев Портной 14-08-2008 10:35

Re[2]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 14-08-2008 10:38
Юлиана
Юлиана
14-08-2008 11:17 (ссылка)
 
Re: Еще немного о монгольском письме
Про ниточку, протянувшуюся сквозь тысячелетия, ты хорошо сказала!:)

Ответить (с цитатой)


OchiroonLine
OchiroonLine
15-08-2008 07:01 (ссылка)
 
Re[2]: Еще немного о монгольском письме
да, я иногда с удовольствием представляю себе своих собеседников в декорациях древнего мира или средневековья. :) Иногда это как-то по-новому открывает человека :), и вообще украшает. Иногда смотришь на какого-нибудь туповатого грубияна, и думаешь, что лет 700 назад он был бы знаменитым воином или лихим разбойником, о нем сложили бы какую-нибудь песню и много страшных легенд. :)

Ответить (с цитатой)


Юлиана
Юлиана
15-08-2008 10:35 (ссылка)
 
Re: Еще немного о монгольском письме
Да, это интересно! А себя ты в каком образе можешь представить?:)

Ответить (с цитатой)


OchiroonLine
OchiroonLine
15-08-2008 10:58 (ссылка)
 
Re[2]: Еще немного о монгольском письме
я была бы колдуньей, шаманкой, монахиней :)

Ответить (с цитатой)


Re: Еще немного о монгольском письме   -   Юлиана 15-08-2008 11:14

Re[2]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 15-08-2008 17:28

Re: Еще немного о монгольском письме   -   Юлиана 17-08-2008 11:48

Re[2]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 17-08-2008 11:58

Re: Еще немного о монгольском письме   -   Юлиана 17-08-2008 13:32
Ави
Ави
14-08-2008 12:41 (ссылка)
 
Re: Еще немного о монгольском письме
Случайного нет :) эт точно.
Есть в этой древней символике что-то...завораживающее.

Ответить (с цитатой)


OchiroonLine
OchiroonLine
15-08-2008 07:40 (ссылка)
 
Re[2]: Еще немного о монгольском письме
гипнотизирующее. Да, она так и составлялась, представляя собой комплекс зрительных и логических "посланий", но на мой личный взгляд, слишком усложненно. А впрочем, о сложных вещах просто и не скажешь, наверно :)

Ответить (с цитатой)


Ави
Ави
15-08-2008 07:51 (ссылка)
 
Re[3]: Еще немного о монгольском письме
Зато такой язык даже если умрет, легко будет восстановлен :)

Ответить (с цитатой)


Re[4]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 15-08-2008 08:02
Флетч
Флетч
14-08-2008 14:15 (ссылка)
 
Re: Еще немного о монгольском письме
Рыбки незакрывающие глаза... звучит:)
Согласен с Ави, особенно по 2-му пункту...

Ответить (с цитатой)


OchiroonLine
OchiroonLine
15-08-2008 07:44 (ссылка)
 
Re[2]: Еще немного о монгольском письме
про рыбок - это вполне "официальный" эпитет :) В старину монголы не употребляли рыбу в пищу, и саму рыбу считали никогда не спящим, необычным существом.

Ответить (с цитатой)


Флетч
Флетч
15-08-2008 11:17 (ссылка)
 
Re: Еще немного о монгольском письме
Я знаю. Один знакомый пожилой рыбак которого я знаю много лет, до пенсии работал на ж\д в сопровожднии грузов и объездил всё СНГ и соседей... Он фанатик и везде где была возможность составу стоять, хватал снасти и бегом к воде... И великолепный добрый рассказчик. Вот так и слушал часто его похождения...
Так вот... Когда в Азию выбирался он, то всегда поражался отсутствию ловцов на Каракумском канале и озёрах и т.д. И поймает говорит, а они морщатся и не берут даже если ему рыбу девать некуда... И иногда жуют всякую гадость...:)))

Ответить (с цитатой)


Re[2]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 15-08-2008 17:37

Re: Еще немного о монгольском письме   -   Флетч 16-08-2008 16:56

Re[2]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 17-08-2008 08:09

Re: Еще немного о монгольском письме   -   Флетч 18-08-2008 13:21

Re[2]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 18-08-2008 15:04

Re: Еще немного о монгольском письме   -   Флетч 18-08-2008 15:47

Re[2]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 18-08-2008 15:49

Re: Еще немного о монгольском письме   -   Флетч 18-08-2008 15:53
Гала
Гала
14-08-2008 15:14 (ссылка)
 
Re: Еще немного о монгольском письме
Интересно - потрясающие традиции у каждого народа. Интересно, а сейчас кто-нибудь владеет этим искусством? И где сейчас это используется?

Ответить (с цитатой)


OchiroonLine
OchiroonLine
15-08-2008 08:08 (ссылка)
 
Re[2]: Еще немного о монгольском письме
используется все там же - у ученых монахов в буддийских монастырях. У нас сейчас просто ренессанс буддийского искусства. :) Миряне же и прежде не использовали, и сейчас не используют, просто знают о существовании. Но не знаю никого, кто бы мог что-то написать этим письмом. :) Впрочем, многие с интересом изучают или пытаются изучать.

Ответить (с цитатой)

sliding on waves
sliding on waves
14-08-2008 16:26 (ссылка)
 
Re: Еще немного о монгольском письме
Нечто подобное было и на Руси. Но очень многое утеряно. Как-то я читала лекцию на тему: "Демонология русских суеверий". Твой пост натолкнул на мысль - рассказать то, что известно мне. Девушки по крупинкам отыскивали оставшиеся памятники, я - в том числе в качестве добровольно откликнувшейся на просьбу. Только тему прикрыли, а кафедру искусства подсократили....в 90-х....

Ответить (с цитатой)


OchiroonLine
OchiroonLine
15-08-2008 08:16 (ссылка)
 
Re[2]: Еще немного о монгольском письме
было бы замечательно, если расскажешь :) Тема интересная, и вообще - если пост появится в Интернете, значит, он начнет свою виртуальную жизнь, и эти знания уже не потеряются.

Ответить (с цитатой)

Веруня
Веруня
14-08-2008 16:33 (ссылка)
 
Re: Еще немного о монгольском письме
Спасибо! Снова новое и интересное! Такие красивые буквы или знаки! Они завораживают.На них хочется смотреть,как на картину! Прелесть!:heart:

Ответить (с цитатой)


OchiroonLine
OchiroonLine
15-08-2008 08:30 (ссылка)
 
Re[2]: Еще немного о монгольском письме
спасибо :) да, в старину люди не боялись тратить время на странные вещи :) , а не только на добывание хлеба насущного

Ответить (с цитатой)

magnitolog
magnitolog
15-08-2008 11:40 (ссылка)
 
Re: Еще немного о монгольском письме
Интересная тема. От образа к символу. В компьютере мы имеем дело исключительно с абстрактными символами которым соотносим только звук. Интересно раз в монгольском языке 90 букв, значит и клавиатура должна быть в 3 раза больше8-0?
А вот несколько любопытных картинок из других письменностей.



Так писали заглавную "В" в кирилице («Книга про буквы от Аа до Яя» Ю. Гордон)









Японский иероглиф "Женщина"

Ответить (с цитатой)


OchiroonLine
OchiroonLine
15-08-2008 19:08 (ссылка)
 
Re[2]: Еще немного о монгольском письме
спасибо за интереснейшую подборку каллиграфических шрифтов. Что касается последнего, он скорее всеже китайский по происхождению, чем японский. У японцев есть их оригинальные иероглифы, а так же катакана и хирагана - буквенные азбуки, дополняющие иероглигическое письмо. Этот "ханзы" обозначает женщину, на мой взгляд, "немного беременную" :) Написано красиво, гармонично. Но для нас это достаточно обыденный пример. А вот европейская каллиграфия, действительно, впечатляет.
Азбука вовсе не обязательно жестко привязана к знаку: в монгольском "уйгурском" письме 25 букв. В современной монгольской кириллице на 2 буквы больше, чем в русской. Так что огромные клавиатуры вовсе не требуются. Такое большое количество знаков сможет быть связано не только с "привязкой" знака к его "морфологии" - его связью с четырьмя базовыми элементами и оттенками значений, но и просто с тем, что оно - буквенно-слоговое: то есть не "а", "б", "в", а "ба", "ва" и др. Таких азбук очень много на Востоке. И не только. Мне коллеги-эфиопцы показывали их современное письмо, там тоже звуки соединяются послогово, и обозначаются по-разному.

Ответить (с цитатой)

zudman_cat
zudman_cat
17-12-2008 09:08 (ссылка)
 
Re: Еще немного о монгольском письме
Соёмбическое письмо... Тоже красиво! ))

Ответить (с цитатой)


OchiroonLine
OchiroonLine
17-12-2008 09:12 (ссылка)
 
Re[2]: Еще немного о монгольском письме
да, но тут уже не проще иероглифов. Воoбще, если не надо вбухать скаральный смысл в изображение, то лучше не ратить время.

Ответить (с цитатой)


zudman_cat
zudman_cat
17-12-2008 09:14 (ссылка)
 
Re[3]: Еще немного о монгольском письме
Вообще-то сакральный смысл есть даже в каждой запятой, если вдуматься... ))

Ответить (с цитатой)


Re[4]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 17-12-2008 09:18

Re[5]: Еще немного о монгольском письме   -   zudman_cat 17-12-2008 09:26

Re[6]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 17-12-2008 09:32

Re[7]: Еще немного о монгольском письме   -   zudman_cat 17-12-2008 09:35

Re[8]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 17-12-2008 09:39

Re[9]: Еще немного о монгольском письме   -   zudman_cat 17-12-2008 09:41

Re[10]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 17-12-2008 09:44

Re[11]: Еще немного о монгольском письме   -   zudman_cat 17-12-2008 09:48

Re[12]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 17-12-2008 09:51

Re[13]: Еще немного о монгольском письме   -   zudman_cat 17-12-2008 09:52

Re[14]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 17-12-2008 09:58

Re[15]: Еще немного о монгольском письме   -   zudman_cat 17-12-2008 10:01

Re[16]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 17-12-2008 10:07

Re[17]: Еще немного о монгольском письме   -   zudman_cat 17-12-2008 10:44

Re[18]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 17-12-2008 10:50

Re[19]: Еще немного о монгольском письме   -   zudman_cat 17-12-2008 10:53

Re[15]: Еще немного о монгольском письме   -   zudman_cat 17-12-2008 10:03

Re[16]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 17-12-2008 10:06

Re[17]: Еще немного о монгольском письме   -   zudman_cat 17-12-2008 10:41

Re[18]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 17-12-2008 10:44

Re[19]: Еще немного о монгольском письме   -   zudman_cat 17-12-2008 10:47

Re[20]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 17-12-2008 10:51

Re[21]: Еще немного о монгольском письме   -   zudman_cat 17-12-2008 11:03

Re[22]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 17-12-2008 11:15

Re[23]: Еще немного о монгольском письме   -   zudman_cat 17-12-2008 11:19

Re[24]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 17-12-2008 11:25

Re[25]: Еще немного о монгольском письме   -   zudman_cat 17-12-2008 11:40

Re[26]: Еще немного о монгольском письме   -   OchiroonLine 17-12-2008 11:47

Re[27]: Еще немного о монгольском письме   -   zudman_cat 17-12-2008 11:48

  Написать комментарий
Имя:      



Тема:   
Текст:
 
Классические
:) ;) :-)) ;-P 8-) :-D }:o) $-) :-' :-( 8-( :'( :''() $:-o (:-o 8-0 8-[o] ):-p ):-( ):-$ ):-D :-E :devil: :vampire: :-][ :-| B-j :~o (_I_) :heart: :-* :sleepy:
Жесты
:cool: :viva: :ok: :yol: :yor: :suxx: :think: :figu: :kulak: :fuck:
Анимированные
Ангелочек Аплодисменты Красотка Пиво Читаю Мёрзну Рыдаю Танцую Чертовски злюсь Жую Побью Побили Дарю цветочек Смеюсь Смеюсь и плачу Подарок Ворчу Целую Люблю Застрелю Выпей яду Лучезарно Смущаюсь Расстраиваюсь Пою Скучаю Засыпаю Улыбаюсь Показываю язык Peace! Удивляюсь Тошнит
Продвинутые
Улыбаюсь Злорадствую Радуюсь Старичок Свирепствую Пугаюсь Показываю язык Умник Алкоголик Вояка Удивляюсь Чертовски злюсь Расстраиваюсь Панк Лопну от смеха Подмигиваю Думаю Люблю Подавлен Рыдаю Сейчас расплачусь Злюсь Тошнит Сумасшествие Целую Поцеловали Красотка Ангелочек Подозрительно Жую Смущаюсь Стыдно
    Закрыть