Блоги@Mail.Ru
новых блогов и сообществ: 16205
новых записей: 52368
  
   Дуэли
         Помощь
добавить запись мои записи мои метки new мои дуэли избранное обо мне настройки оформление  
читать всех друзей редактировать друзей редактировать группы дни рождения настройка подписки  
создать сообщество мои сообщества каталог сообществ  
комментируемые активные популярные читаемые звездные блогиЗвездные блоги на Mail.Ru популярные записи последние записи опросы  
мои дуэли победы поражения прямой эфир двустволка new в десятку! new  
Имя    ( регистрация )
Пароль ( забыли?)

Поиск по блогу

  
24-03-2009 13:38 (ссылка)
  ·  

Происхождение Луны: неразгаданная тайна

    Кристофер Найт. Алан Батлер
 
    «Мистерия Луны». Из главы третьей

    Первое логическое объяснение происхождения Луны было выдвинуто в XIX в. Джордж Дарвин, сын Чарлза Дарвина, автора теории естественного отбора, был известным и авторитетным астрономом, который тщательно изучал Луну и в 1878 г. выступил с так называемой теорией разделения. По всей видимости, Джордж Дарвин был первым астрономом, установившим, что Луна отдаляется от Земли. На основе скорости расхождения двух небесных тел Дж. Дарвин предположил, что когда-то Земля и Луна составляли единое целое. В далеком прошлом эта расплавленная вязкая сфера очень быстро вращалась вокруг своей оси, совершая один полный оборот примерно за пять с половиной часов.

    Дарвин предположил, что в дальнейшем приливное воздействие Солнца стало причиной так называемого разделения: кусок расплавленной Земли размером с Луну отделился от главной массы и в конце концов занял свое положение на орбите. Эта теория выглядела вполне разумно и стала главенствующей в начале XX в. Она подверглась серьезной атаке лишь в 1920-х, когда британский астроном Гарольд Джеф-фрис показал, что вязкость Земли в полурасплавленном состоянии препятствовала бы возникновению достаточно мощной вибрации, которая могла привести к разделению двух небесных тел.
    Вторая теория, некогда убедившая ряд специалистов, называлась аккреционной теорией. Она гласила, что вокруг уже сформировавшейся Земли постепенно аккумулировался диск из плотных частиц, напоминающий кольца Сатурна. Предполагалось, что частицы этого диска в конечном счете объединились и образовали Луну. Существует несколько причин, в силу которых такое объяснение не может быть удовлетворительным. Одной из главных является угловой момент движения системы Земля — Луна, который никогда не стал бы таким, как он есть, если бы Луна образовалась из аккреционного диска. Существуют также затруднения, связанные с образованием океанов расплавленной магмы на «новорожденной» Луне.
    Третья теория о происхождении Луны появилась примерно в то время, когда были запущены первые лунные зонды; она получила название теории целостного захвата. Предполагалось, что Луна возникла вдалеке от Земли и стала блуждающим небесным телом, которое попросту было захвачено земным тяготением и вышло на орбиту вокруг Земли.
    Теперь эта теория тоже вышла из моды по нескольким причинам. Соотношение изотопов кислорода в горных породах на Земле и на Луне убедительно доказывает, что они возникли на одном расстоянии от Солнца, чего не могло быть в том случае, если бы Луна сформировалась в другом месте. Существуют также непреодолимые трудности в попытке построения модели, в соответствии с которой небесное тело размером с Луну могло бы выйти на стационарную орбиту вокруг Земли. Такой огромный объект не мог аккуратно «подплыть» к Земле на малой скорости, словно супертанкер, швартующийся к пристани; он почти неизбежно должен был врезаться в Землю на большой скорости или пролететь рядом с ней и устремиться дальше.
     К середине 1970-х все предыдущие теории формирования Луны по той или иной причине столкнулись с трудностями. Это привело к созданию практически немыслимой ситуации, когда прославленные эксперты могли публично признать, что они просто не знают, как или почему Луна оказалась на своем месте. Известный научный автор Уильям К. Хартманн, ведущий ученый Института планетологии в Таксоне, штат Аризона, сказал в своей книге (1986 г.) «Происхождение Луны»:
    «Ни астронавты «Аполлона», ни луноходы, ни вся королевская рать не смогли собрать достаточно информации для объяснения условий формирования Луны».
     Из этой неопределенности родилась новая теория, которая в настоящее время считается общепринятой, несмотря на некоторые серьезные вопросы. Она известна как теория «большого столкновения». Идея возникла в Советском Союзе в 60-х гг. у русского ученого B.C. Савронова, который рассматривал возможность возникновения планет из миллионов астероидов разного размера, называемых планетзималями. В ходе независимого исследования Хартманн вместе со своим коллегой Д.Р. Дэвисом предположил, что Луна образовалась в результате столкновения двух планетных тел, одним из которых была Земля, а другим — блуждающая планета, размером не уступавшая Марсу. Хартманн и Дэвис полагали, что две планеты столкнулись специфическим образом, в результате чего произошли выбросы вещества из мантии обоих небесных тел. Это вещество было выброшено на орбиту, где постепенно объединилось и уплотнилось для формирования Луны...

 


    На первый взгляд, такое предположение имеет много достоинств. Прежде всего оно решает главный вопрос, возникший после доставки на Землю образцов лунной породы: почему состав Луны так сходен с составом Земли, но лишь частично?
    Анализ лунных пород показал значительное сходство с породами, образующими мантию Земли, однако Луна гораздо менее массивна, чем Земля, с учетом их относительного размера (Земля лишь в 3,66 раза больше Луны, но имеет в 81 раз большую массу). Было ясно, что на Луне отсутствуют многие тяжелые элементы, содержащиеся в недрах Земли, и теория «большого столкновения» как будто объясняла причину этого явления. Земля и блуждающая планета столкнулись очень необычным образом. Хотя в конечном счете они образовали одну планету, предполагалось, что сначала они столкнулись, разошлись в стороны, а потом снова соединились. Компьютерное моделирование показало, что при этих специфических обстоятельствах возможен выброс мантийного материала из-под корового слоя обоих небесных тел.
    Хотя эта теория постепенно овладела умами, сначала она казалась такой невероятной, что была отвергнута в целом. Но дальнейшие исследования показали, что даже такой маловероятный сценарий мог иметь место. В 1983 г. состоялось международное совещание в Коне (Гавайские острова), целью которого была попытка решения проблем, связанных с происхождением Луны. Именно на этом совещании теория «большого столкновения» начала завоевывать очки. Собственные размышления Хартманна наряду с мнениями других ученых, присутствовавших на совещании, образовали ядро книги «Происхождение Луны» (1986) под редакцией самого Хартманна.
    Между тем некоторые эксперты создали компьютерные модели, подкреплявшие теорию «большого столкновения». Наиболее убедительной из них была модель доктора Робин Кенап, которая сейчас является заместителем директора департамента космических исследований в Колорадо. Ее научная диссертация была посвящена происхождению Луны и, в частности, теории «большого столкновения». Первоначальные расчеты привели ее к выводу, что предполагаемый удар должен был привести к образованию целого роя мелких спутников, а не одной Луны, но дальнейшее компьютерное моделирование в 1997 г. позволило создать такой прототип столкновения, результатом которого явилось формирование Луны.

 
    Несмотря на то что теория «большого столкновения» теперь принята большинством специалистов, она вызывает много вопросов. Как признает сама Робин Кенап и другие исследователи, такое мощное столкновение должно было ускорить вращение Земли до уровня, несопоставимого с нынешней ситуацией. Единственный способ решения этой проблемы, по ее мнению, заключается в гипотезе о втором крупном столкновении, названном «большой удар II». На этот раз предполагается, что второе столкновение произошло лишь через несколько тысяч лет после первого, но другой объект нанес удар с противоположного направления и таким образом погасил огромную скорость вращения Земли после первого катаклизма. Такое «сбалансированное» двойное столкновение выглядит крайне маловероятным. Оно кажется похожим на жест отчаяния. 
 
 


    Кенап сама недовольна гипотезой «большого удара II» и надеется модифицировать первоначальную теорию таким образом, чтобы она объясняла нынешнюю скорость вращения Земли.
    Для того чтобы всерьез относиться к теории «большого столкновения», необходимо преодолеть еще одно большое препятствие. Когда американские астронавты и советские автоматические зонды доставили горные породы с Луны, их подвергли всевозможным анализам. Экспериментальный факт, покончивший с теорией «гравитационного захвата», вызывает большое сомнение и в теории «большого столкновения». Было установлено, что соотношение изотопов кислорода в земных и лунных породах практически идентично. Этот факт имеет серьезные последствия: соотношение может быть идентично лишь в том случае, если Луна и Земля образовались на одинаковом расстоянии от Солнца. Это означает, что планета размером с Марс должна была двигаться по одной орбите с Землей и что она каким-то образом существовала в течение многих миллионов лет до столкновения...
    Некоторые другие проблемы перечислялись Джеком Дж. Лиссауэром, известным ученым из Эймсовского центра НАСА, в статье, которую он написал для журнала «Нейчур» в 1997 года.... Говорят, что Лиссауэр любил цитировать шутливое замечание другого ученого, Ирвина Шапиро из Гарвардского центра астрофизических исследований: «Лучшее объяснение для Луны — это ошибка наблюдения. Ее вообще не существует!»
    В своей статье Лиссауэр ссылается на результаты последних исследований, показавших, что большая часть материала, выброшенного при ударе, должна была бы упасть обратно на Землю. По его словам:
    «Процесс аккреции вещества в «лунном диске», образовавшемся после удара, не мог происходить с большой эффективностью. Для формирования Луны на орбиту должно было быть выброшено гораздо большее количество материала и на большее расстояние от Земли, чем ранее считалось». Лиссауэр тоже придерживается мнения, что размер блуждающей планеты должен был бы значительно превышать первоначально предполагаемый, но указывает, что трудно понять, каким образом можно было погасить дополнительный угловой момент движения после такого мощного столкновения. Три других ученых, Ружичка, Снайдер и Тейлор, подошли к проблеме с другой стороны и проанализировали биохимические данные, а затем сопоставили их с теоретическими расчетами. После тщательного изучения они пришли к выводу: «Данные геохимического анализа не дают основания для поддержки гипотезы большого столкновения или ударного выброса материала»...
    Этот вывод показывает, что красивая теория безнадежно расходится с экспериментальными данными. Ученые добавляют: «Эта гипотеза возникла не столько из-за ее теоретических достоинств, сколько из-за очевидных динамических или геохимических недостатков других теорий». Иными словами, хотя в теории «большого столкновения» больше дыр, чем в старом решете, ученые продолжают цепляться за нее просто потому, что не было найдено другого логичного объяснения. Из всех невероятных объяснений это оказалось наименее невероятным.
    Теория «большого столкновения» дискредитирована, помимо ряда причин, неспособностью объяснить аномалии, о которых мы уже упоминали в этой книге. Она не может объяснить необычные соотношения между Луной и Солнцем или между Луной и Землей. Конечно, Луна может по чистой случайности быть ровно в 400 раз меньше Солнца и занимать орбиту на расстоянии 1/400 между Землей и Солнцем, но вероятность такого совпадения в буквальном смысле астрономически мала.
    В пропорциональном отношении к планете-хозяйке размер Луны больше, чем у любого другого спутника Солнечной системы, за исключением Харона, спутника Плутона, который составляет более половины диаметра этой планеты. Но эти два небесных тела, в сущности, являются двойной планетой или, возможно, астероидами, вращающимися вокруг общего центра масс на близком расстоянии, хотя считается, что они имеют разное происхождение.
    У Меркурия и Венеры вообще нет спутников. У Марса есть два спутника, но они имеют крошечные размеры по сравнению с ним.
    Тщательное изучение многих образцов лунной породы, доставленной американскими миссиями «Аполлона» и советскими беспилотными зондами, преподнесло один из самых больших сюрпризов. Было отмечено, что старейшие породы, собранные на Луне, имеют значительно более древний возраст, чем любые породы, обнаруженные на Земле. Возраст самых древних пород на Земле составляет примерно 3,5 млрд. лет, тогда как некоторые образцы с Луны демонстрируют возраст около 4,5 млрд. лет, что очень близко к оценке возраста нашей Солнечной системы. Радиоизотопный анализ образцов метеоритов неизменно дает возраст примерно 4,6 млрд. лет.
    Однако даже в этих породах имеется такое же соотношение изотопов кислорода, как в земных породах. Это служит еще одним указанием, что Луна находилась на своем нынешнем расстоянии от Солнца в течение невероятно долгого времени. В настоящее время этот факт не имеет убедительного объяснения.
    Наши собственные, почти случайные открытия в связи со специфическими соотношениями между Землей, Солнцем и Луной, описанные в предыдущей книге «Первая цивилизация» [13], привели нас к глубокой переоценке последних теорий, связанных с Луной и ее происхождением. Мы были поражены своими находками. Луна больше, чем следовало бы ожидать, явно старше, чем должно быть, и имеет гораздо меньшую массу, чем должно быть. Она занимает такую необычную орбиту, что все существующие объяснения полны трудностей и противоречий, и ни одно из них нельзя считать вполне убедительным. Мы осознали, что многие уважаемые специалисты во всем мире имеют значительные сомнения по поводу современных теорий о происхождении Луны, которые, как мы показали в этой главе, они готовы огласить публично.
    Независимо от утверждений сторонников теории «большого столкновения» вполне очевидно, что их выводы далеки от истины. Если воспользоваться цитатой из Уинстона Черчилля, Луна остается «загадкой, облаченной в тайну внутри еще большей загадки». 

   [Комментарий uncle_Serg: 
 
    Практически общепринятая сейчас теория «большого столкновения» появилась вследствие «непреодолимых трудностей в попытке построения модели, в соответствии с которой небесное тело размером с Луну могло бы выйти на стационарную орбиту вокруг Земли». («Мистерия Луны», стр. 64). Но сейчас можно считать установленным, что Фобос и Деймос, а также Тритон как раз и являются посторонними телами, вышедшими на стационарные орбиты вокруг соответственно Марса и Нептуна. Орбиты, в отличие от Луны, круговые. Тритон вообще «ухитрился» выйти на идеально круговую орбиту вокруг Нептуна при «ретроградном» (обратном по отношению к другим спутникам этой планеты) вращении (см. Результаты Интернет - исследования «Артефакт по имени "Солнечная система"» - http://oko-planet.su/first/print:page,1,6930-sergej-pugachev-rezultaty-internet-issledovaniya.html ). И эти удивительные «переходы» почему-то не вызывают к жизни нелепых гипотез типа «большого столкновения».
    Мое мнение таково: не пора ли поставить в один ряд переходы на «красивые» орбиты вокруг своих планет Луны, Фобоса, Деймоса, Тритона (кстати, и ряда других спутников планет Солнечной системы)? С поступлением новых данных о строении Луны и планет разгадка механики такого перехода стремительно приближается.
    Другой вопрос — узнаем ли мы разгадку тайны из «открытых» публикаций? Сомневаюсь.Так что, независимые исследователи, призываю напрячь мозговые извилины. Очень скоро они вам пригодятся.]
 


ESA SMART-1 Image: Lomonosov - a large crater filled by lava




 

Метки: астрономия, загадка, Земля, космос, луна, марс, НАСА, наука, планеты, Солнечная система


Комментарии

 

Люся
Люся
25-03-2009 21:04 (ссылка)
 
Re: Происхождение Луны: неразгаданная загадка
***Так что, независимые исследователи, призываю напрячь мозговые извилины. Очень скоро они вам пригодятся.****
Любопытство побуждает задать вопрос, чем было вызвано столь уверенное заявление?
Что скоро? И как скоро?

 Комментарии запрещены


Федор Дергачев
Федор Дергачев
26-03-2009 12:17 (ссылка)
 
Луна: разгадка тайны открывает бездну
Смолка
Вы, тоже умеете интриговать. Ко мне приходили обновления Вашего блога, но, кроме двух строчек стихов (кстати, неплохих), я прочитать ничего не смог, так как «блог доступен только автору».
Теперь отвечаю на Ваш вопрос.
Скоро состоится планируемый НАСА полет космических зондов «LRO» и «Lunar Crater Observation and Sensing Satellite», сокращенно «LCROSS» (запуск планировался на январь 2009, затем был отложен до весны), по завершении программы которых планируется «протаранить» Южный полюс Луны (подробнее см. мою статью - http://artefact-2007.spaces.live.com/blog/cns!7024A9545015D83!138.entry ).

«LCROSS». Изображение 1

Хотелось бы, чтобы результаты были опубликованы. Но не уверен. Потому что, похоже, под поверхностью Луны в этом районе находится нечто вроде «Звездных врат», которые ведут к «пульту управления» артефактами Луны. Разглядеть на Южном полюсе что-либо в телескопы или с орбиты мешает вечная тьма бездонных пропастей: в том районе глубина кратера Шеклетон — 2 км, кратера Айткен — вообще 12 км...
Кстати, не я один размышляю на эту тему. Почитайте, например, http://4hz.ru/chudesa-v-kosmose/203-luna-gigantskijj-inoplanetnyjj-korabl.html (интересно, хотя я и не во всем согласен с автором). В любом случае радует, что независимые исследователи не боятся думать над темами, «заретушированными» официальной наукой.
Итак, отвечаю по сути моего «уверенного заявления»: «что» - получение результатов программы «LCROSS», «когда» - надеюсь, что в этом году.

«LCROSS». Изображение 2

 Комментарии запрещены


Люся
Люся
26-03-2009 19:26 (ссылка)
 
Re: Луна: разгадка тайны открывает бездну
Простите, что побеспокоила вас. Честно ... я не думала что об обновлениях в закрытом блоге посылаются сообщения.
Я все никак не могу открыть его. Есть причины ... растерялась ...
Что до стихов ... так меня в детстве бабушка научила рифмы сплетать. Она нас "заставляла" говорить в рифму.
А поскольку много читали вслух Шекспира, то и рифмы плели в его манере.( даже в мыслях не было унизить автора )
Поэтом я не стала.
Мне так вот не написать:

Я однажды проснусь, а вокруг мир другой
Светел, чист, бесконечно прекрасен
А на троне высоком Царица Любовь
А на меньшее я не согласен!

Но рифмоплётством балуюсь ... исключительно, когда вдохновение ...
Вот пример:
http://blogs.mail.ru/mail/tilaki/12DA26E478CA28D7.html
Эта вещь меня вдохновила. Почитайте, если располагаете временем. Не пожалеете.
Если, конечно ссылка отобразится. Это в блоге моего друга.

На мой вопрос ответили, как всегда, исчерпывающе. Даже с картинками.
Спасибо огромное. Все ссылки просмотрю.
Кстати, натолкнулась в нете на эту запись, и только там поняла, что uncle_Serg - это вы.
Наберусь наглости просить вашего разъяснения:
**** Потому что, похоже, под поверхностью Луны в этом районе находится нечто вроде «Звездных врат», которые ведут к «пульту управления» артефактами Луны.****
Я знаю значение слова артефакты, но что это значит применительно к ЛУНЕ?
О каком "пульте" речь? Остановите мои фантазии ...
Заранее благодарю.

 Комментарии запрещены


Федор Дергачев
Федор Дергачев
27-03-2009 18:32 (ссылка)
 
Артефакты
Смолка
Никогда нельзя «останавливать фантазию» — она должна быть безгранична...
Стихотворение понравилось, хотя я и не специалист. Жду «открытия» Вашего блога...
В отношении к Луне я называю «артефактами» нечто искусственно созданное миллионы лет назад, но до сих пор выполняющее свои загадочные функции. Более подробно читайте в моей статье «История Солнечной системы» http://artefact.aecru.org/wiki/348/82
Я уезжаю на неделю. Выйду на связь после 3 апреля.

 Комментарии запрещены

Люся
Люся
25-03-2009 21:09 (ссылка)
 
Re: Происхождение Луны: неразгаданная загадка
*** Независимо от утверждений сторонников теории «большого столкновения» вполне очевидно, что их выводы далеки от истины. Если воспользоваться цитатой из Уинстона Черчилля, Луна остается «загадкой, облаченной в тайну внутри еще большей загадки».****
Остается только добавить, что это касается не только Луны ...

 Комментарии запрещены


Федор Дергачев
Федор Дергачев
26-03-2009 11:02 (ссылка)
 
Re[2]: Происхождение Луны: неразгаданная загадка
Безусловно.

 Комментарии запрещены

Veles
Veles
03-06-2009 09:51 (ссылка)
 
Извините но мне не понятно, ваше удивление по поводу выхода на стационарную орбиту Фобоса, Деймоса, и Тритона. А также горячее желание поставить в этот ряд Луну. В основновнов тексте написано, что трудности вызывает расчет модели выхода на орбиту тела ТАКОГО размера. Фобос и Деймос, а также Тритон все же несравнимо меньше по размерам относительно своих планет.

 Комментарии запрещены


Федор Дергачев
Федор Дергачев
03-06-2009 10:57 (ссылка)
 
Аномалии планет и их спутников
Дело не в массе. Не только у спутников, но и у самих планет есть аномалии, которые удивляют не только меня. Советую зайти по ссылке http://oko-planet.su/first/print:page,1,6930-sergej-pugachev-rezultaty-internet-issledovaniya.html - там моя точка зрения изложена достаточно подробно.

 Комментарии запрещены


Имя:      



Тема:   
Текст:
 
Классические
:) ;) :-)) ;-P 8-) :-D }:o) $-) :-' :-( 8-( :'( :''() $:-o (:-o 8-0 8-[o] ):-p ):-( ):-$ ):-D :-E :devil: :vampire: :-][ :-| B-j :~o (_I_) :heart: :-* :sleepy:
Жесты
:cool: :viva: :ok: :yol: :yor: :suxx: :think: :figu: :kulak: :fuck:
Анимированные
Ангелочек Аплодисменты Красотка Пиво Читаю Мёрзну Рыдаю Танцую Чертовски злюсь Жую Побью Побили Дарю цветочек Смеюсь Смеюсь и плачу Подарок Ворчу Целую Люблю Застрелю Выпей яду Лучезарно Смущаюсь Расстраиваюсь Пою Скучаю Засыпаю Улыбаюсь Показываю язык Peace! Удивляюсь Тошнит
Продвинутые
Улыбаюсь Злорадствую Радуюсь Старичок Свирепствую Пугаюсь Показываю язык Умник Алкоголик Вояка Удивляюсь Чертовски злюсь Расстраиваюсь Панк Лопну от смеха Подмигиваю Думаю Люблю Подавлен Рыдаю Сейчас расплачусь Злюсь Тошнит Сумасшествие Целую Поцеловали Красотка Ангелочек Подозрительно Жую Смущаюсь Стыдно
    Закрыть